Сплин -> Раздвоение Личности -> В печати-> Статья

 http://www.openmusic.ru/

 

 Navigator Records. Релиз диск состоялся 7 февраля.

Как-то незаметно «Сплин» перешел в весовую категорию рок-мэтров – из тех, от чьих альбомов не ждешь открытий, но которые гарантируют успокоительную стабильность. Для таких музыкантов удивить слушателя уже не является главным стимулом; если им удается где-то удивить себя – уже хорошо. Но на этом этапе удачный/неудачный альбом уже абсолютно ни на что не влияют: многочисленные поклонники все равно его купят и диск им все равно понравится, какая бы околесица там ни была записана.

Если же там паче чаяния окажется записана гениальная музыка сфер – все равно на местоположении группы в отечественной культуре это отразится в весьма минимальной степени: какая по большому счету разница, километром выше или ниже расположено облачко тех или иных небожителей? В случае группы «Сплин» вышеприведенные расклады усугубляются еще и классической интровертностью лидера команды Александра Васильева. Вот уж кому до лампы любые коммерческие расклады и прием публикой потенциальных хитов. Многочисленные преданные фанаты, скупающие диски и билеты на концерты, никогда не позволят Васильеву умереть с голоду.

А коли так – можно увлекаться нойзом, увольнять улыбчивых флейтистов, записывать песни любой конфигурации и даже по просьбе рекорд-лейблов объединять их в альбомы. Поэтому от «Раздвоения личности» не следовало ждать каких-то откровений и тем более на основании этой пластинки делать выводы о тенденциях развития рок-музыки в России. Диск фиксирует некое нынешнее творческое состояние конкретного Александра Васильева – не так уж мало, на самом деле, но за весь рок лидер «Сплина» уж точно не ответчик. И радиохиты в альбоме ищите, пожалуйста, сами – ну если есть у вас такая в этом необходимость.

Состояние Васильева же – нервное (что, прямо скажем, не новость), местами злое, местами пофигистичное. Смена состава, впрочем, пошла команде на пользу: если в предыдущем альбоме «Реверсивная хроника событий» «индустриальные» эксперименты выглядели несколько натянутыми, то сегодня «Сплин» демонстрирует лаконичное и жесткое звучание естественного происхождения; оно ближе к хеви-метал, чем к поп-року. Как сочетать этот благоприобретенный заманчивый рок-саунд с вокальной манерой Александра Васильева, группа еще толком не придумала. Фирменные подвывания лидера изменений-то не претерпели и местами кажутся явлениями из прошлой жизни. В то же время именно эти интонации вывели «Сплин» в их нынешнюю заоблачную категорию – так не отказываться же от них.

Странный компромисс между «старым» солистом и «новым» составом выразился в чрезмерном увлечении рефренами: какую-нибудь фразу вроде «вышибло пробки в доме» или «господи, ты лучше всех» Васильев склонен под чеканный ритм произносить до тех пор, пока у слушателя не затрясется голова, как на «металлическом» концерте. Повторы эти зомбируют почище «25-го кадра», хорошо еще, что призывы Васильева звучат весьма абстрактно. Кроме того, в некоторых песнях вокал вообще представлен в виде речитатива.

Включение в пластинку произведения на стихи Маяковского заставило более пристрастно приглядеться к Александру Васильеву как к поэту. Увы, «Маяк» так и остался лучшим текстом «Раздвоения личности»: тягаться с Владимиром Владимировичем Васильев не захотел или не смог. Поклонникам словесных загогулин лидера «Сплина» в свое время и ходульный «Англо-русский словарь» показался поэтическим откровением: так вот, они вполне утешатся «Матчем», «Лепестком» или же «Прочь из моей головы».

Те же, кто у Васильева ценил нежно-нервно-цеплючие мелодии, обратят внимание на «Скажи» и «Бетховена». Песня «Сын» была сочинена после того, как беременной жене Александра сделали УЗИ: соответственно, если вы подобного опыта не имели (в силу, например, молодости), трек может показаться бредово-бессмысленным. Остальные же вполне разделят чувства солиста «Сплин». Но повторюсь, все эти совпадения и разделения чувств – они совершенно случайны, Васильев не имел их в виду ни разу. Он писал для себя. Коли есть охота поймать его волну, попробуйте. Нет – отложите диск в сторону. Если новый «Сплин» и иллюстрирует какую-то рок-тенденцию, то она заключается в практически полном отсутствии на внутреннем рынке работ, необходимых для обязательного прослушивания.

 

Источник: Алексей Мажаев, InterMedia.

 

 

 

 

 

 

e-mail: Ivan 

http://splean-razdvoenie.narod.ru/

http://www.spleanbest.narod.ru/

 

Hosted by uCoz