http://www.openmusic.ru/
Navigator Records. Релиз диск состоялся 7
февраля.
Как-то незаметно «Сплин» перешел в весовую категорию
рок-мэтров – из тех, от чьих альбомов не ждешь открытий, но которые гарантируют
успокоительную стабильность. Для таких музыкантов удивить слушателя уже не
является главным стимулом; если им удается где-то удивить себя – уже хорошо. Но
на этом этапе удачный/неудачный альбом уже абсолютно ни на что не влияют:
многочисленные поклонники все равно его купят и диск им все равно понравится,
какая бы околесица там ни была записана.
Если же там паче чаяния
окажется записана гениальная музыка сфер – все равно на местоположении группы в
отечественной культуре это отразится в весьма минимальной степени: какая по
большому счету разница, километром выше или ниже расположено облачко тех или
иных небожителей? В случае группы «Сплин» вышеприведенные расклады усугубляются
еще и классической интровертностью лидера команды Александра Васильева. Вот уж
кому до лампы любые коммерческие расклады и прием публикой потенциальных хитов.
Многочисленные преданные фанаты, скупающие диски и билеты на концерты, никогда
не позволят Васильеву умереть с голоду.
А коли так – можно увлекаться
нойзом, увольнять улыбчивых флейтистов, записывать песни любой конфигурации и
даже по просьбе рекорд-лейблов объединять их в альбомы. Поэтому от «Раздвоения
личности» не следовало ждать каких-то откровений и тем более на основании этой
пластинки делать выводы о тенденциях развития рок-музыки в России. Диск
фиксирует некое нынешнее творческое состояние конкретного Александра Васильева –
не так уж мало, на самом деле, но за весь рок лидер «Сплина» уж точно не
ответчик. И радиохиты в альбоме ищите, пожалуйста, сами – ну если есть у вас
такая в этом необходимость.
Состояние Васильева же – нервное (что, прямо
скажем, не новость), местами злое, местами пофигистичное. Смена состава,
впрочем, пошла команде на пользу: если в предыдущем альбоме «Реверсивная хроника
событий» «индустриальные» эксперименты выглядели несколько натянутыми, то
сегодня «Сплин» демонстрирует лаконичное и жесткое звучание естественного
происхождения; оно ближе к хеви-метал, чем к поп-року. Как сочетать этот
благоприобретенный заманчивый рок-саунд с вокальной манерой Александра
Васильева, группа еще толком не придумала. Фирменные подвывания лидера
изменений-то не претерпели и местами кажутся явлениями из прошлой жизни. В то же
время именно эти интонации вывели «Сплин» в их нынешнюю заоблачную категорию –
так не отказываться же от них.
Странный компромисс между «старым»
солистом и «новым» составом выразился в чрезмерном увлечении рефренами:
какую-нибудь фразу вроде «вышибло пробки в доме» или «господи, ты лучше всех»
Васильев склонен под чеканный ритм произносить до тех пор, пока у слушателя не
затрясется голова, как на «металлическом» концерте. Повторы эти зомбируют почище
«25-го кадра», хорошо еще, что призывы Васильева звучат весьма абстрактно. Кроме
того, в некоторых песнях вокал вообще представлен в виде речитатива.
Включение в пластинку произведения на стихи Маяковского заставило более
пристрастно приглядеться к Александру Васильеву как к поэту. Увы, «Маяк» так и
остался лучшим текстом «Раздвоения личности»: тягаться с Владимиром
Владимировичем Васильев не захотел или не смог. Поклонникам словесных загогулин
лидера «Сплина» в свое время и ходульный «Англо-русский словарь» показался
поэтическим откровением: так вот, они вполне утешатся «Матчем», «Лепестком» или
же «Прочь из моей головы».
Те же, кто у Васильева ценил
нежно-нервно-цеплючие мелодии, обратят внимание на «Скажи» и «Бетховена». Песня
«Сын» была сочинена после того, как беременной жене Александра сделали УЗИ:
соответственно, если вы подобного опыта не имели (в силу, например, молодости),
трек может показаться бредово-бессмысленным. Остальные же вполне разделят
чувства солиста «Сплин». Но повторюсь, все эти совпадения и разделения чувств –
они совершенно случайны, Васильев не имел их в виду ни разу. Он писал для себя.
Коли есть охота поймать его волну, попробуйте. Нет – отложите диск в сторону.
Если новый «Сплин» и иллюстрирует какую-то рок-тенденцию, то она заключается в
практически полном отсутствии на внутреннем рынке работ, необходимых для
обязательного прослушивания.
Источник: Алексей Мажаев, InterMedia. |
|