Сплин -> Раздвоение Личности -> В печати-> Статья (рецензия)

 http://www.nashrock.org/

 

 Сплин   

Раздвоение личности

Новый альбом группы «Сплин» не даром получил название «Раздвоение личности». Именно этот релиз раскрывает основные лейтмотивы жизни Александра Васильева последних лет. Долго он шел к компромиссу между самовыражением свободного рок-поэта и существованием в шоу-бизнесе, и, похоже, ему это удалось - новый образ лидера «Сплина» наконец-то выглядит органично и естественно.

Группа уже десять лет предстает перед нами в разных обличьях, теряет старых поклонников, находит новых и вообще живет далекой от стабильности жизнью.

В середине 90-х «Сплин» был надеждой русского рока, дружил с «Аквариумом», давил интеллектом, заигрывал с психоделической музыкой, с акустическим звучанием и городской романтикой.

В конце 90-х произошло то, чего участники группы так долго ждали. «Сплин» взяли в шоу-бизнес, а новый «Гранатовый альбом», состоящий сплошь из хитов, вышел на ОРТ-рекордз и разошелся рекордными тиражами по всей России. И только совсем далекий от цивилизации молодой человек тех времен не напевал «Орбит без сахара» и «Выхода нет».

Попав в ряды топ-групп, «Сплин» решил, что ему теперь все позволено и начал заниматься тем, что всегда хотел – экспериментировать с текстами, музыкой; одним словом – играть не на потребу публике. Но все оказалось не так просто. Альбом «Альтависта» провалился и оставил Александра Васильева в глубоких сомнениях относительно того, что больше интересно публике на самом деле: он или его хиты.

Из сомнений группу на время вывело сотрудничество с Би-2, которые к шоу-бизнесу относятся по-западному: ты делаешь качественную музыку, а тебе за это платят деньги. Комплексы русского рока у Шуры и Левы отсутствуют напрочь по причине того, что они провели большую часть жизни территориально вдалеке от него – в Белоруссии, Израиле и Австралии. Их идеология на время передалась и группе «Сплин», которая выпустила коммерчески успешный альбом «25 кадр» с простыми и понятными хитами «Феллини» и «Мое сердце».

Что происходило со «Сплином» и Александром в 2002-2003 годах сейчас уже сложно вспомнить, но можно предположить, что за это время группа снова поняла, что такое -играть десять раз в месяц программу, состоящую из популярных песен.

На следующем номерном альбоме «Новые люди» за психологическое состояние Александра стали беспокоиться все поклонники группы. Делать новых людей, а вовсе не хиты, как оказалось, - единственное занятие, от которого лидер «Сплина» получает удовольствие и позитивные эмоции. Больной гандболом Васильев начал ни с того ни с сего читать неумелый рэп о том, что он творит со своим микрофоном в пограничных состояниях сознания перед публикой, и призывал время идти назад.

Все еще больше усугубилось на альбоме «Реверсивная хроника событий», на которой Александр уже напрямую в текстах заявлял, что «мы сходим с ума в одиночку и группами» и поражался себе и своим друзьям, говоря: «Какими мы были смешными и глупыми!». Можно было разглядеть на альбоме не только упаднические, но даже мизантропические настроения - у поэта появилось желание «сбежать на затерянный остров». Васильев прекрасно понимал, что это нереально в наше пост-капиталистическое время, а поэтому остается только быть созерцателем, как в песне «Сидели и курили», или ездить по миру и искать радости в перемене мест и национальных развлечений стран, указанных в «Уроке географии».

Несмотря на дисбаланс эмоций на альбоме, к несомненным достижениям можно отнести то, что у «Сплина» времен «Реверсивной хроники событий» начал зарождаться свой стиль, основанный на секвенциях и определенных мелодических, гармонических ходах и на навязчивых повторениях ритмов в вокальных мелодиях. Группа стала тяготеть к европейскому року, брит-попу.

К альбому «Раздвоение личности» Александр Васильев успел сменить большое количество музыкантов и отказался от помощи старого друга – флейтиста Яна Николенко, который затеял собственный проект (кстати, на альбоме Ян все-таки сыграл, но его бэк-вокалов мы уже не услышим).

Лидер «Сплина» все это время подбирал себе состав по принципу – кто лучше сможет воплотить его идеи и передать его мироощущение через свой инструмент. Александр очень преуспел в этой селективной работе и теперь ни один звук уже не выбивается из общей концепции альбома - ни одной лишней краски на альбоме вы не найдете. Этим «Сплин» окончательно уберег себя от хитовости композиций в общепринятом понимании этого слова. Ни в текстах, ни в аранжировках, ни даже в подходе к записи нет интуитивно понятных и цепляющих с первого раза приемов.

Раздвоение личности Александра Васильева выражается в том, что он выполнил две противоречивые задачи.

С одной стороны, группа «Сплин» записала альбом, который вполне можно рекомендовать к прослушиванию любому – он воспринимается как типичный поп-рок, как «белый» шум, и вполне успешно слушается «на одной волне» от начала и до конца как какой-нибудь современный easy listening. Жесткий отчетливый звук, барабаны с басом на первом плане – все это вполне соответствует духу времени – трезвое резкое мышление современного общества не допускает психоделических изысков. Эффекты на голос, эхо гитар и глубокие пространства остались в 90-х годах и группа «Сплин» это хорошо знает и чувствует, оставаясь в курсе современных тенденций. Абсолютно бесцветные клавишные и гитарные партии не говорят о том, что в «Сплине» нет ярких солистов. Просто Александру нужен был не раздражающий тембрами инструментов альбом.

Вторая задача, которую смогла решить в семнадцати песнях группа – полностью выразить себя на данном этапе развития, как в музыкальном плане, так и в плане содержания текстов и эмоций. Никогда энергетика Васильева не обретала такую осмысленную форму и не была передана так целостно и таким плотным потоком. Вслушиваясь в тексты и привыкая к жесткому отрывистому звучанию, далеко не с первого раза начинаешь понимать, что «Сплин» намеренно создал несколько «степеней защиты» для несанкционированного прослушивания неистинных ценителей творчества группы. При этом своеобразные «степени защиты» таковы, что не отталкивают, а позволяют воспринимать песни вполне нормально в формате такой радиостанции, например, как «Наше радио».

Те же, кто преодолел эту защиту, вполне могут претендовать на то, что они прониклись личностью Александра и пожили его эмоциями целых 55 минут. А ведь любой творец, в конце концов, живет именно для тех людей, которые понимают его глубоко и искренне ценят. Не известно, правда, много ли найдется истинных любителей «такого» Васильева, каким он является сейчас.

В семнадцати треках альбома Александр затрагивает немало общечеловеческих тем. Ничего оригинального, впрочем, на этот раз придумать не удалось.

01. Мелькнула чья-то тень
02. Скажи
03. Матч
04. На счастье!
05. Волна
06. Лепесток
07. Император
08. Бетховен
09. Маяк
10. Праздник
11. Сухари и сушки
12. Мобильный
13. Колокол
14. Пробки
15. Мамма Миа
16. Прочь из моей головы
17. Сын

Тема любви раскрывается с разных сторон. Почему-то счастливый семьянин, а теперь и отец Васильев довольно много поет об утраченной или пока еще не обретенной любви, постоянно выражая личное беспокойство.

В песне «Скажи» он настойчиво просит кого-то передать, что он любит свою избранницу и что без нее вся жизнь равна нулю.

В композиции «На счастье!» лирический герой уже не просто настойчив – он неистов до предела. Зацикливаясь на своей личной трагедии, он адресует той, которая вызвала его душевное беспокойство, следующую фразу: «Если увижу тебя когда-нибудь, то разорву на части». Причем Александр уверен, что не забудет о своем обещании, сколько бы времени не произошло с момента этой самой трагедии, год, двадцать семь, или даже сто двадцать семь лет.

В песне «Волна» лирический герой размышляет о том, что происходящее с ним при появлении на горизонте приятной сердцу женщины можно охарактеризовать как волну, в которой ты сразу теряешься, в которую бросаешься вниз головой.

Восточная композиция «Маяк» - это положенное на музыку красивейшее стихотворение о состоянии, которое присуще человеку перед любым серьезным разрывом отношений с возлюбленным. Чрезвычайно тонкая поэзия описывает безысходность любви, когда расстаться нету сил. Поэту не надо денег за это стихотворение, оно не для продажи, а только для того, чтобы «последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».

В песне «Сухари и сушки» Васильев обнаруживает у себя какую-то болезнь. Ему, с одной стороны, хорошо рядом с возлюбленной, но что-то с головой происходит определенно - она убегает! Голова убежала ночью, когда на столе были чай, сухари или сушки. Может быть, мы чего-то не знаем и под «сухарями и сушками» закодированы «плюшки» и «бошки»? Тогда неудивительно, что голова убежала - это вполне может понять любой человек, который когда-либо баловался не легализованной до сих пор в России субстанцией.

В песне «Мобильный» лирического героя вновь охватывает тревога, причем вполне понятная всем нам. Когда уже и чай давно остыл (ни слова про кофе в этом альбоме), разведены мосты (в Питере это происходит в районе часа ночи), а мобильный не отвечает – повод тревожится за судьбу вызываемого абонента. Иногда действительно хочется в таком состоянии начать бить посуду, как в песне «Мамма Миа», особенно, если примерно представляешь, где сейчас находится любимый человек и чем занимается не с тобой.

В песне «Император» тема власти одного человека над другим, которую мы также все знаем под названием «любовь», тесно переплетается с реалиями урбанистического общества – надоевшей работой, охранниками, капотами машин, асфальтом, заборами, плотно закрытыми шторами недружелюбных городских окон.

Итогом развития темы любви становится песня «Прочь из моей головы», в которой уже нет места битью посуды. Уже все диски отправлены в мусорный бак, вещи выброшены. Угрозы проехаться по ушедшей возлюбленной катком сменяются обыкновенным сумасшествием, когда полушария мозга между собой уже не дружат, и когда в голове «то горит фейерверк, то  тлеет свечка из воска».

Заканчиваются любовные перипетии альбома довольно неожиданно: у лирического героя появляется иллюзия относительно того, что Богу есть дело до проблем бывших влюбленных, и что если один влюбленный у другого не забирает мысли о себе при разрыве отношений, то бог может и жизни лишить, причем обоих. Такая глубокая мысль оставляет нас в раздумьях о собственной личной жизни и о том, как мы справлялись с подобными проблемами и справимся ли, если они нас неожиданно настигнут.

Примерно в таком же, как и у Пушкина, соотношении с лирикой о любви (один к шестнадцати), на этом альбоме присутствуют песни о роли творца и искусства. Точнее – всего одна песня.

«Бетховен» мертв, говорит Васильев. Этой композицией лирический герой предлагает прекратить извечные споры о Цое, рок-н-ролле и панке. Когда  не думаешь о Бетховене, он действительно не кажется нам живым, но как только музыка начинает лететь сквозь этажи и жизнь становится прекрасной поутру, сразу понимаешь, что Бетховен – жив!

Именно поэтому, когда происходит хотя бы отключение электричества (в песне «Пробки»), настоящий поэт сразу же об этом напишет, ведь это еще один шанс обессмертить себя! Но у самого Александра Васильева есть насчет смысла жизни еще и другое, альтернативное мнение: в композиции «Праздник» он предлагает нам благодарить Господа за то, что мы просто живем, ведь могло бы не быть и этого.

Таким он и предстает перед нами, лидер группы «Сплин» на новом альбом: противоречивым и до конца еще не понявшим, ради чего стоит жить. Если любовь приносит столько разочарований и заставляет сходить человека с ума, то действительно происходит что-то не то. И стоит разобраться, в чем дело!

Может быть, какие-то понятия изначально подменены? Может быть и любовь – это не просто отношения между полами. Возможно, стоит как-то объединить бога, любовь и творчество и искать гармонию в этом сочетании, а не в каждой области по отдельности.

Не нам советовать Александру Васильеву как жить. Мы можем только слушать новые альбомы группы «Сплин» или не слушать. «Раздвоение личности» определенно стоит нескольких часов нашей жизни.

Может быть, мы и сами в чем-то ошибаемся, и нам стоит задуматься о том, зачем все это происходит с нами и когда это кончится?


Илья Сакмаров для сайта nashrock.org

 

 

 

 

 

e-mail: Ivan 

http://splean-razdvoenie.narod.ru/

http://www.spleanbest.narod.ru/

 

Hosted by uCoz